#cinema #cinemaholics #mindgames #reflection
Проксима / Proxima (2019)
Режиссёр - Алис Винокур
Часто приходится читать, что Алис Винокур вполне в духе новомодных веяний сняла фильм о космонавтах без космоса. Но это, конечно, не главное, да и вообще вряд ли важно.
Основными действующими лицами картины, сюжет которой разворачивается в недалёком будущем вокруг космической миссии «Проксима», являются: астронавт Сара (Ева Грин), проходящая подготовку в России перед полётом на Марс, её дочь-неразлучница Стелла (Зели Булан), бывший муж Томас (Ларс Айдингер) и коллеги по будущему экипажу американец Майк (Мэтт Диллон) и русский Антон (Алексей Фатеев).
Забавно смотреть, как лента пытается быть профеминистской и по-женски сентиментальной, назойливо, неубедительно и совершенно мимо нот разыгрывая на первом плане отношения Сары, бывшего и их дочери. Прости, Святая Грета, я оставлю эту сюжетную линию на обочине рецензии.
Но вот героиня прибывает на Байконур, под сень золоченных православных куполов, беленных цветочных клумб посреди сквериков и русской лесополосы (да, эти бедные селенья, эта скудная природа), преисполненных для русского человека такой живописной силы и магии узнавания, что начинает щемить в груди (серьёзно!).
В гостинице для космонавтов нашу героиню, которую во что-бы то ни стало пытаются изобразить многострадальной, измученной разлукой с ребёнком, матерью, (а я вижу только сияние Евы Грин), встречают два остальных члена экипажа: Майк, всё ещё излучающий ауру мрачного очарования предыдущего актёрского амплуа Мэтта Диллона (Джека, который построил дом), и флегматичный (тут я готов был стоя апплодировать подбору актёра) Антон, очарованный природой и космосом куда больше, чем людьми.
И между этими персонажами начинает твориться настоящая актёрская мистерия.
Вот все трое распивают бутылку водки (тимбилдинг) у костра, устраивают настоящий маленький Вавилон своим многоязычием и декламируют стихи Мандельштама, вот невозможно прекрасные Сара и Майк в ночной «Пятерочке» покупают брелки со своими памятными фото, и ты веришь, что Космос низвергается вниз, как предчувствие, и кажется почему-то — никому не надо никуда лететь, Небо всегда было тут - среди неоновых вывесок с русскими надписями.
Финальная сцена перед запуском среди занятого, деловито снующего туда-сюда персонала и целеустремленно размахивающего кадилом батюшки, удивительно точно попадающая в настроение, выглядит и примирением дочери, отсчитывающей сидя на шее у папы время старта, с призванием мамы, и простым, но озаряющим всё вокруг пониманием, что, как пели a-ha в своей нетлёнке - «It's Minor Earth Major Sky».
P.S: Ещё Ева (в общем-то, неважно абсолютно, как зовут всех персонажей, которых она играет) бегущая кросс посреди живописного байконурского санатория, запросто способна вдохновить на лишний полумарафон.
Такая вот незатейливая магия кино.
8/10