#cinema #cinemaholics #mindgames #reflection
Маяк / The Lighthouse (2019)
Режиссёр - Роберт Эггерс
Итак, внимание зрителя, привыкшего к уютным широкоформатным экранам, без всяких предупреждений и предостережений ужимается в прокрустово ложе 35-мм плёнки с соотношением сторон 3:4.
Во вполне Стивенсовской манере на, скажем так, сцену, состоящую из ветхого Маяка (привет, отель "Оверлук"), кажется со времён сотворения мира омываемого волнами Мирового Океана, выходят два действующих лица - старый, заросший колоритной бородой и каким-то чудом сохранивший почти идеальные зубы морской волк-смотритель Томас Уэйк (Уиллем Дефо) и обладатель не менее эффектных, несмотря на свою молодость, усов - новоприбывший помощник Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон).
Начавшееся в честь знакомства и сотрудничества милое вечернее застолье из вялой перебранки искусно закручивается в водоворот ссор и препирательств, попыток двух обречённых на тесное взаимное присутствие людей всеми возможными способами обрести хрупкое взаимопонимание, которое постоянно рушится из за всплывающих тут и там скелетов из прошлого и жутких мистических происшествий, стремительно размывающих (и для зрителя тоже) границы между сном и явью.
Это до мозга костей артхаусный, чёрно-белый и очень атмосферный мистический триллер-фантасмагория, разом заставляющий с удовольствием вспомнить "Птиц" Хичкока, "Солярис" Тарковского и ранний анимационный мульт Тима Бёртона "Ворон", по мотивам стихотворения Эдгара По.
На протяжении всей ленты можно наслаждаться великолепной актёрской дуэлью Паттинсона и Дефо, и сказать, кто кого переиграл, у меня не хватит духу.
Тем более, что Паттинсона я видел последний раз в "Хорошем времени" братьев Сэфди, а Уиллема в "Проекте Флорида", и оба фильма для меня находятся в категории абсолютных must see (Эти ленты объединяет ещё одна любопытная деталь - они сняты режиссёрами-дебютантами).
Вообще, это кино на протяжении почти двух часов держит в сильном, вязком и не всегда приятном напряжении, но очень щедро вознаграждает зрителя во время развязки.
За сценарий к «Маяку» режиссёр картины Роберт Эггерс удостоен литературной премии Брэма Стокера совершенно заслуженно, в этом можно не сомневаться.
9,5/10